О том, как e-commerce проникает в сферу недвижимости.
О том, как e-commerce проникает в сферу недвижимости.
Сейчас можно смело заявлять о том, что будущее — за электронными продажами. Технологичные гаджеты полностью поглотили молодое поколение Z и активно встраиваются в повседневную жизнь поколений X и Y. Экономика не может не реагировать на цифровую экспансию, и в каждом ее сегменте начинается процесс оцифровки и сбора данных — иными словами, наращивания цифровых активов.
Диджитализация в сфере недвижимости также неизбежна. Развитие диджитализации в сегменте жилой недвижимости
Жилая недвижимость как формат работы b2c оказалась удобной сферой для развития ИT-технологий при продаже недвижимости. Согласно данным Consumer Barometer, более 72% россиян используют глобальную сеть для поиска своего будущего жилья. При этом предварительный анализ локации, конкурентных объектов, застройщиков также происходит посредством интернет-ресурсов. Это один из ключевых трендов в поведении современного покупателя, и было бы глупо его игнорировать.
Основной бизнес делается на рынке новостроек, где деньги проходят длинный цикл, поэтому первостепенное внимание банки уделяют рынку первичной недвижимости. Так, Сбербанк создал собственную электронную площадку — «ДомКлик». Данный ресурс предназначен для конечного покупателя, он содержит первичную информацию о большинстве новостроек, вторичных предложений от агентств недвижимости и частных лиц, упрощает процесс поиска и выбора недвижимости. Здесь же можно получить предварительный расчет по ипотеке и подать заявку на кредит.
Очевидно, что целями создания такой платформы были аккумуляция покупателей на собственном ресурсе, избавление последних от необходимости метаться по разным сайтам — проектов, застройщиков, банков, что в свою очередь повышает вероятность покупки в момент просмотра. В ближайшем будущем подобная интеграция банка, объектов и застройщиков в сегменте жилой недвижимости будет развиваться и совершенствоваться на ИT-платформах других заинтересованных игроков рынка.
Наиболее интересными для агрегатора банковской площадки выступают именно новостройки. Информация о предложении более качественно обработана и централизована. В силу экономических законов девелопер заинтересован в скорейшей реализации: он оперативно предоставляет все необходимые данные, сотрудничает с банком при ипотечном кредитовании. Кроме того, зачастую банк оказывается инвестором (кредитором) самого проекта. На вторичном рынке скорость реализации ниже, информация менее прозрачная. Возникают вопросы оцифровки разнородных объектов — как и за чей счет это будет происходить? По-настоящему трудно работать со старыми и нестандартными домами; правда, на рынке их все-таки меньшинство. Стандартные же панельные дома, например, оказываются одинаковыми даже в разных регионах страны.
Развитие диджитализации в сегменте коммерческой недвижимости
Логика построения продаж на рынке b2b, в сегменте коммерческой недвижимости, отличается от рынка жилья, поэтому внедрение электронных продаж в первую очередь связано с настройкой CRM-систем крупнейших девелоперских, консалтинговых и брокерских компаний, которые рано или поздно станут общедоступным инструментом. К ожиданиям рынка приблизились сайты-классификаторы, которые хуже разбираются в самой недвижимости и продажах, зато способны быстрее развивать и внедрять ИT-технологии, работать с огромными базами данных. Для рынка коммерческой недвижимости на текущий момент подобные примеры отсутствуют. В жилом сегменте уже сейчас происходит перекрестная интеграция, например классификатор ЦИАН и девелопер ПИК.
Компании — драйверы диджитализации на рынке недвижимости
Важно понимать, что средства и технологии для основательного внедрения e-commerce в недвижимости есть у крупнейших ИT-компаний и интеграторов (например, «Яндекс», Mail, ЦИАН и т.п.) и крупнейших банков. Первые обладают ИT-разработками и специалистами, вторые — деньгами для их привлечения.
Несмотря на большие затраты, банки осознанно вкладываются в разработку ИT для недвижимости