Техническая поддержка +7 (964) 762-47-21    |      OOOA.M-2014@yandex.ru 

   

лого3

Портал где вы с нашей помощью купите самую дешёвую недвижимость своей мечты по всей России.

Что такое непрофильные активы банков.

 

Непрофильные бизнес-фонды банковских учреждений Кризисные ситуации и колебания на финансовом рынке неизбежно приводят к тому, что многие заемщики не могут выполнить свои кредитные обязательства. А это означает, что на банковские балансы добавляются новые непрофильные активы в виде недвижимости и других материальных ценностей.

Рассмотрим в данной статье более подробно их понятие и основные особенности.

Расшифровка понятия
Непрофильные бизнес-активы банковских учреждений представляют собой собственность банка, которая не используется им при осуществлении основной деятельности. То есть все, что связано с продажей и распространением банковских продуктов – считается профильными активами, а к непрофильным относятся акции/доли от участия в разных организациях.

Непрофильные активы (НА) могут поступать на банковский баланс как при изъятии залогов, так и путем покупки различных активов.

Банковские учреждения для того чтобы удерживать свою нишу и развивать бизнес, стремятся приобретать активы, не связанные с основной деятельностью.

Признаки НА:
не используются в прямой деятельности банка;
не используются при достижении целей обозначенных в уставной документации;
находятся на балансе в излишнем количестве (если имеются технические нормы).
Основная цель содержания непрофильных фондов на балансе – это получение максимальной прибыли для банка.

Достигнуть этой цели можно как посредством управления активами, так и их при их продаже.

Деление на группы
Все средства, не связанные с основной деятельностью, делят на 2 большие группы:
Балластовые. Это вид активов, который не приносит финансовой прибыли, но при этом требует определенных затрат на свое содержание. Они не используются в деятельности банка и по сути являются избыточными. В структуре банка создаются специальные отделы для того чтобы управлять непрофильными средствами и во время избавляться от балластовых активов. Банку не выгодно содержать излишние активы, поэтому основные действия с ними таковы: продажа, передача в управление, сдача в аренду, перенос в профильные активы, ликвидация.
Инвестиционные. Такие активы руководство банка приобретает самостоятельно с целью того, чтобы иметь от них дополнительный заработок. Это могут не только материальные средства, недвижимость, но и отдельные проекты, которые требуют разработки стратегии для реализации. Абсолютно все крупные банки постоянно наращивают свои инвестиционные непрофильные активы, что ведет к росту привлекательности банка для инвесторов, акционеров и клиентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что НА требуют очень грамотного управления, для того чтобы не быть балластом и не привести к разорению банка.

Если говорить конкретными примерами, то к НА относятся:
Недвижимость. Жилая – дома и квартиры. Нежилая – земельные участки, офисы, торговые центры, склады, производственные цеха.
Инвестиционные проекты.
Транспортные средства.
Оборудование.
Ценные бумаги, акции.
Основные трудности в управлении:
Успешное пользование активами требует определенных навыков, в тех сферах которые не связаны с банковской деятельностью. Поэтому многие банки пользуются услугами консалтинговых и аутсорсинговых фирм, привлекая сторонних специалистов.
Диверсификация активов не позволяет сосредоточиться на основной деятельности. Совмещать несколько проектов всегда тяжело, а тем более успешно продавать банковские продукты и еще например заниматься недвижимостью. Нужно иметь четкую стратегию управления банка и при этом не смешивать ее с инвестиционной политикой.
Реализация активов
Как уже отмечалось, работа с НА представляет собой достаточно сложный процесс и требует определенных навыков. С продажей активов многие банки имеют дело постоянно, так как рано или поздно любой непрофильный актив может стать балластом. Продажа активов выгодна и покупателям, и банку.

Выгоды банка при реализации:
оперативное получение прибыли от продажи;
снятие обязательств по содержанию активов и соответственно уменьшение издержек;
закрытие вопросов налогообложения по активам.
Плюсы для покупателей непрофильных активов:
экономия, так как активы реализуются, как правило по цене ниже среднерыночной;
отсутствие рисков с юридической точки зрения, так как банки гарантируют «правовую чистоту» своих активов;
возможность получить консультацию от сотрудника банка на любом этапе сделки;
оперативность в оформлении сделки.
Примеры банковских непрофильных фондов:

 Сбербанк. По данным СМИ самый крупный банк России владеет не только жилой и нежилой недвижимостью, но и розничными сетями, акциями в нефтегазовой сфере.

«ВТБ». Владеет фондами в газовой отрасли, а также ПАО «Галс-Девелопмент» — специализирующемся на возведении нежилых и жилых построек.
Важно! Непрофильные активы – являются бизнес-инструментом, который активно используется банками для достижения их бизнес-стратегий.

Поэтому четкое понимание рисков и возможностей содержания активов на балансе, позволяет повышать эффективность бизнеса и достигать устойчивого развития банка.